“Воздушные торпеды”
Практиковавшееся в 1920-х-1930-х годах высотное торпедометание для атак надводных целей требовало применения средств, обеспечивавших приводнение сброшенной с самолета торпеды с заданной скоростью и их автоматическое отделение при контакте с водой. Принятые на вооружение авиации РККА системы Алферова и Гейро имели большое время спуска торпеды с высоты, что давало
возможность атакуемым кораблям для маневра. Поиск способов сокращения времени доставки торпеды (мины заграждения) при одновременном уменьшении отклонения от точки прицеливания привел к появлению множества проектов. Среди интересных решений для обеспечения высотного торпедометання было и предложение Н. И.Камова о сбросе с самолета-торпедоносца торпед (мин), оснащенных складными автоматически раскрывающимися с заданной временной задержкой авторотирующими винтами. Система, спроектированная в 1931 году и получившая шифр “ВТК” — высотная торпеда Камова, по расчетам должна была позволить не только спускать торпеды вертикально на больших скоростях и замедлять их скорость у воды, но также производить атаку кораблей на дистанции 10-13 км, комбинируя плавающий и парашютирующий спуск этих винтов (приводится по рапорту начальнику НИМТИ). В 1933 году плановым порядком были проведены испытания пяти моделей и двух образцов. Испытания показали безотказное раскрытие винтов и их раскручивание до полных оборотов. Одновременно была отмечена недостаточная прочность лопастей (у моделей) при открытии на "дистанции более 12 секунд”144147.
Наиболее перспективным направлением было признано создание планирующих торпед с системами наведения на цель или коррекции траектории. В СССР реализацией проектов аналогичных американским проектам инженеров Гаммонда (проект 1922 года), Гвидони и Крокко (проект 1931 года) по использованию планирующих торпед, запускаемых с самолета для нанесения ударов по кораблям противника, с начала 1930-х годов кроме ОТБ занималось еще несколько проектных организаций.
Ученые НИМТИ с начала 1930-х годов вели разработку малогабаритного планера-носителя торпед. Советские инженеры Р. Г.Ниренберг и
B. С. Вахмистров предложили применять аэроторпеды, наводящиеся на цель акустическим пеленгатором. Собственно аэроторпеды бралось спроектировать ОКБ МАИ.
Сотрудник НИМТИ военинженер
C. Ф. Валк предложил вариант доставки заряда с помощью самолета и автоматической планирующей торпеды (ПТ), наводимой в ходе полета при помощи инфракрасного излучения80,81.