“Воздушные торпеды”

Практиковавшееся в 1920-х-1930-х годах высотное торпедометание для атак надводных целей требовало применения средств, обеспечивавших приводнение сброшенной с самолета торпеды с заданной скоростью и их автоматическое отделение при кон­такте с водой. Принятые на воору­жение авиации РККА системы Алфе­рова и Гейро имели большое время спуска торпеды с высоты, что давало
возможность атакуемым кораблям для маневра. Поиск способов сокра­щения времени доставки торпеды (мины заграждения) при одновре­менном уменьшении отклонения от точки прицеливания привел к появ­лению множества проектов. Среди интересных решений для обеспечения высотного торпедометання было и предложение Н. И.Камова о сбросе с самолета-торпедоносца торпед (мин), оснащенных складными автомати­чески раскрывающимися с заданной временной задержкой авторотирую­щими винтами. Система, спроекти­рованная в 1931 году и получившая шифр “ВТК” — высотная торпеда Камова, по расчетам должна была позволить не только спускать торпеды вертикально на больших скоростях и замедлять их скорость у воды, но также производить атаку кораблей на дистанции 10-13 км, комбинируя плавающий и парашютирующий спуск этих винтов (приводится по рапорту начальнику НИМТИ). В 1933 году плановым порядком были про­ведены испытания пяти моделей и двух образцов. Испытания показали без­отказное раскрытие винтов и их раскручивание до полных оборотов. Одновременно была отмечена недос­таточная прочность лопастей (у моделей) при открытии на "дистанции более 12 секунд”144147.

Наиболее перспективным направ­лением было признано создание планирующих торпед с системами наведения на цель или коррекции траектории. В СССР реализацией проектов аналогичных американским проектам инженеров Гаммонда (про­ект 1922 года), Гвидони и Крокко (проект 1931 года) по использованию планирующих торпед, запускаемых с самолета для нанесения ударов по кораблям противника, с начала 1930-х годов кроме ОТБ занималось еще нес­колько проектных организаций.

Ученые НИМТИ с начала 1930-х годов вели разработку малогабарит­ного планера-носителя торпед. Совет­ские инженеры Р. Г.Ниренберг и

B. С. Вахмистров предложили приме­нять аэроторпеды, наводящиеся на цель акустическим пеленгатором. Собственно аэроторпеды бралось спроектировать ОКБ МАИ.

Сотрудник НИМТИ военинженер

C. Ф. Валк предложил вариант дос­тавки заряда с помощью самолета и автоматической планирующей тор­педы (ПТ), наводимой в ходе по­лета при помощи инфракрасного излучения80,81.